Переход на антикризисное управление

07 мая 2020

Корпорация «Пумори» в первом квартале 2020 добилась двукратного увеличения выручки по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако меры борьбы с распространением коронавирусной инфекции не обошли и это инжиниринговое предприятие. Режим самоизоляции создал новую реальность со своими проблемами и задачами. Как российские предприятия приспосабливаются к работе в условиях коронавирусного кризиса, нам рассказал гендиректор корпорации «Пумори» Александр Баландин.

― Александр Иванович, к каким изменениям привела угроза распространения вируса COVID­19?

― Фактически весь апрель ушёл на понимание происходящего. Первой всеобщей реакцией был испуг. Какая-то понятная линия поведения и работы стала выстраиваться только ближе к маю. Даже мы – одно из крупнейших в России инжиниринговых предприятий – столкнулись с остановкой платежей, «заморозкой» тендеров, уже запущенных в дело. Сложилась ситуация, когда никто до конца не мог понять, что происходит.

― Неужели из-за рекомендованной самоизоляции остановились производства?

― Нет, о полной остановке промышленности говорить не приходится. Минимум 95 % предприятий перешли на удалённую работу. Мы также сделали всё возможное, учли рекомендации правительства и Роспотребнадзора. Пошли навстречу всем сотрудникам, которые могут организовать рабочие места у себя дома. Обеспечили их необходимым. Однако те, что работают на станках, вынуждены продолжать ходить на завод. Для их безопасности мы сделали от себя всё, что могли. Не все компании смогли справиться с возникшими трудностями. Но этот период нужно пережить, понимаю. Надеемся, в мае всё разрешится.

― К каким экономическим последствиям готовитесь?

― Все негативные моменты нынешнего «торможения» экономики проявятся позднее. Последствия апрельского карантина наша корпорация ощутит уже в третьем квартале 2020 года. Обнадёживает, что, как правило, самым продуктивным оказывается конец года – все стремятся закрыть свои обязательства, освоить годовой бюджет. Возможно, зима 2020 поможет компенсировать ожидаемый провал. Внушает надежды перспектива отложенного спроса. В моей предпринимательской практике этот кризис третий. 1998 и 2008 гг. были намного тяжелее в психологическом плане. Новый спад производства мы ждали в 2018 году, но по какой-то причине обстоятельства сложились так, что предприятия смоги ещё почти два года спокойно работать. Все антикризисные решения сохранились в памяти, остались базы и архивы, которые теперь позволяют оценивать работу в непростых экономических условиях. Мы сверяем численность людей тогда и сейчас, оплату труда и фактически заново переживаем накопленный опыт. Такой подход позволяет настроить себя на рабочий ритм и избавляет от пессимистических настроений.

― Наверное, решиться на переезд всего предприятия на новую промышленную площадку в 2019 году тоже было сложно, но всё получилось, не так ли?

― Да, мы долго готовились к этому и придирчиво оценивали сразу несколько вариантов. Остановились на предложении Уральского завода резиновых технических изделий (РТИ). Мои сотрудники и помощники отнеслись к этому, как к переезду из центра города в какой-то сарай. Участок приобретённой земли хоть и имел инфраструктуру, но выглядел совсем непривлекательно. Тем не менее, уже сейчас можно сказать, что все забыли то отрицание и опасения, с которыми мне пришлось бороться в прошлом. Наоборот говорят, как здорово, что переехали именно сюда. Капитальный ремонт уже закончен, все производственные участки сформированы, площади заполнены.

Рабочие места теперь оборудованы по последнему слову техники. Более того, подключили IP­телефонию, где связь идёт по цифровому каналу. В итоге обустройство на новой территории не помешало корпорации «Пумори» уложиться в план. 2019 год мы закончили без потерь. Возможно, все трудности 2020 сможем преодолеть с таким же успехом.

Журнал «Регионы России» апрель 2020 (№ 168)